100 славных лет в защиту детства!

В 2018 году в России отмечается  100-летие со дня образования комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в России - века, на протяжении которого остается неизменной ключевая роль комиссии в защите прав детей.

Проблема детской беспризорности и безнадзорности существовала в России всегда. Численность беспризорников, сирот резко возрастала в период войн и катаклизмов, когда разрушались общественные и семейные связи. В конце XIX века общественность России впервые стала обращать внимание на отдельные преступные проявления среди несовершеннолетних. Однако профилактикой детской преступности активно стали заниматься лишь после революционных событий.

История становления и развития комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав началась в далеком 1917 году, когда после Октябрьской революции советское государство провозгласило и стало неуклонно претворять в жизнь принцип социального воспитания детей. Отныне несовершеннолетние признавались «детьми республики», а забота о ребенке стала «прямой обязанностью государства». При этом основное внимание уделялось обездоленным детям, сиротам и  беспризорникам. Борьба с беспризорностью и правонарушениями несовершеннолетних стала рассматриваться как часть единого дела охраны детства.

14 января 1918 года был принят декрет «О комиссиях для несовершеннолетних». 



Созданные комиссии для несовершеннолетних находились в ведении Наркомата общественного призрения и состояли из представителей трех ведомств: Наркомата общественного призрения, прокуратуры и юстиции. Суды и тюремное заключение для несовершеннолетних были упразднены, заключенные малолетние преступники освобождены. Все уголовные дела о преступлениях подростков были изъяты из компетенции судов и переданы комиссиям для несовершеннолетних, в ведение которых также входила работа по спасению голодающих детей, ликвидация беспризорности, создание специальных детских учреждений для малолетних правонарушителей.

В мае 1918 г. в Москве открылся первый распределительно-наблюдательный пункт (приют) для несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных деяниях. Комиссия должна была не только рассматривать материалы о правонарушениях несовершеннолетних, но и организовывать борьбу с беспризорностью.



В марте 1920 года Совет Народных Комиссаров принял декрет «О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных преступлениях». В нем вновь подтверждалась основная идея о том, что все дела об общественно опасных деяниях несовершеннолетних рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних.

Декретом СНК от 22 мая 1925 года при наркомате просвещения РСФСР была создана Центральная  комиссия по делам несовершеннолетних, предназначенная для организации планомерной борьбы с правонарушениями несовершеннолетних и согласования деятельности заинтересованных ведомств. Тем самым уже тогда определились координирующие функции комиссии и ее роль как организатора профилактической работы.

Следующий важный этап в деятельности комиссий – принятие 12 июня 1926 года «Инструкции комиссии для несовершеннолетних». Которая устанавливала перечень преступлений, которые подлежали обязательному рассмотрению представителями народного суда в составе комиссии, и определяла процедуру такого рассмотрения.

11 июля 1931 г. Постановлением СНК РСФСР было принято "Положение о комиссии по делам несовершеннолетних". Оно выделяло две задачи комиссии: охрану прав и интересов несовершеннолетних, а также предупреждение и борьбу с правонарушениями несовершеннолетних путем применения мер медико-педагогического характера, правовой и материальной помощи, ведения разъяснительной работы.

Отправной точкой коренного поворота государственной политики воздействия на малолетних преступников стало Постановление ЦИК и Совнаркома СССР "О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних" от 7 апреля 1935 г.



Ответственность за пять видов преступлений (кражи, телесные повреждения, преступления, связанные с применением насилия, убийства, покушения на убийства) устанавливалась теперь не с 16, а с 12 лет. Отныне допускалось применение к достигшим 12 лет не только лишения свободы, но и высшей меры наказания.

Началась коренная реконструкция системы профилактики на совершенно иных, во многом социально ущербных, но хорошо испытанных принципах: милиция - вместо органов просвещения и социального обеспечения, суд - вместо более демократического института комиссий, кара, наказание для  несовершеннолетних - вместо их кропотливого воспитания, милицейский учет - вместо педагогического воздействия и т.д. Были ликвидированы Центральная комиссия по делам несовершеннолетних и детские комиссии при республиканских и местных органах власти – важные межведомственные координирующие профилактические мероприятия органы. Рассмотрение дел о преступлениях подростков было передано в суд.



В годы Великой Отечественной войны реальная забота государственных учреждений о детях, по сути, заменила множеству детей разрушенный врагом родительский дом, сохранила заботу и надзор за ребятами в новых местах поселения. Во всех районах и городах страны в этот период была открыта дополнительная сеть детских домов и уплотнены существующие.



Широкий размах получила инициатива многих граждан взять себе на воспитание детей, нуждающихся в крове, питании и одежде. 23 января 1942 г. Совнарком СССР принял постановление "Об устройстве детей, оставшихся без родителей". Повсеместно были образованы  Комиссии по устройству детей, оставшихся без родителей, расширена сеть приемников-распределителей для детей, потерявших родителей, предусмотрены меры по развитию патронирования их в семьях трудящихся, расширению приема детей, оставшихся без родителей, в учебные заведения трудовых резервов, организации розыска родителями своих детей и  воссоединению потерявших друг друга членов семей.





Комиссии по делам несовершеннолетних вновь возродились лишь в период "хрущевской оттепели". Постановлением Совета Министров РСФСР в 1957 году утверждено Положение о комиссиях по устройству детей и подростков.

В 1961-62 гг. в качестве органов, координирующих деятельность всех учреждений и организаций по борьбе с беспризорностью, устройству и охране прав детей и подростков, были воссозданы Комиссии по делам несовершеннолетних. Подчинение их непосредственно органам государственного управления обеспечило большую оперативность, а также лучшие условия для преодоления ведомственных интересов ради достижения общей цели – сокращения преступности в стране, охране прав детей и подростков.

В эти годы были проведены крупные социальные мероприятия по расширению масштабов оказания конкретной помощи семьям в воспитании детей и подростков, расширению общественного попечения о несовершеннолетних, лишившихся родителей, улучшению трудового воспитания подрастающего поколения.  В стране стали создаваться школы-интернаты, группы продленного дня, приняты меры по улучшению работы с подростками по месту жительства, развитию внеклассной и внешкольной работы с учащимися.

Большое внимание придавалось устройству молодежи на работу после окончания школы, развитию профессионального обучения несовершеннолетних, созданию реальных предпосылок для желающих работать на производстве, созданию для них необходимых гарантий закрепления в трудовых коллективах. Как итог наметилась положительная тенденция в динамике правонарушений несовершеннолетних и, прежде всего, снижения ее общественной опасности.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года было утверждено Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, в соответствии с которым комиссии по делам несовершеннолетних определены основным координационным звеном в системе государственных органов и общественных организаций, занимающихся воспитательной и профилактической работой с несовершеннолетними.

В течение последующих лет Положение о комиссии по делам несовершеннолетних неоднократно изменялось: уточнялись функции, расширялись полномочия комиссии по борьбе и предупреждению детской беспризорности и безнадзорности. Позднее, в 1970-х годах правовыми актами была закреплена координирующая роль комиссии в системе государственных органов и расширены контрольные функции. На комиссию была также возложена обязанность по наблюдению за поведением осужденных несовершеннолетних, в отношении которых применена судом отсрочка исполнения приговора и условное осуждение.

В 1980-84 годах с принятием Основ Законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях, была расширена компетенция комиссии в части рассмотрения дел об административных правонарушениях несовершеннолетних и их родителей.

Основным правовым актом в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на сегодняшний день остается Федеральный закон от 24 июня 1999 года №120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", в котором комиссии по делам несовершеннолетних, как и прежде, поставлены во главу системы профилактики безнадзорности и правонарушений. Но отдельного федерального закона о КДН и ЗП так и не было принято.

В связи с чем важное значение принимают нормативные документы, принятые субъектами федерации и конкретизирующие задачи КДН и ЗП.

В Волгоградской области в 2003 г. был принят областной закон "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав", который конкретизировал полномочия комиссии, определил организационно-правовые основы ее деятельности, установил меры воздействия, применяемые комиссиями. Региональный закон остается настольной книгой для специалистов комиссий и сегодня.

В 2006 году в регионе был принят закон "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по созданию, исполнению функций, обеспечению деятельности муниципальных комиссий". В областном бюджете предусмотрены средства на обеспечение деятельности муниципальных комиссий, а в 2008 году принято постановление Администрации Волгоградской области, устанавливающее порядок расходования областных субвенций на обеспечение деятельности КДНиЗП.

Волгоградская область стала одной из первых, где в 2003 году постановлением Администрации Волгоградской области был создан единый банк данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Благодаря этому более 2000 семей и 5000 детей, находящихся в социально опасном положении, получают конкретную помощь и сегодня.

В утвержденной Указом Президента РФ в 2012 году Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы на комиссии возложены задачи, связанные с обеспечением дружественного к ребенку правосудия, профилактикой социального сиротства, начиная с его ранней стадии.

Наш регион - в числе первых в РФ, специалисты которого начали внедрять в профилактическую и реабилитационную работу с детьми восстановительный подход. И сегодня в образовательных организациях 36 муниципальных образований Волгоградской области работают 393 школьные службы примирения; созданы три службы медиации в закрытых учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей; восстановительные технологии внедряются в деятельность муниципальных комиссий; специалисты обучаются семейно-ориентированным методам работы. Эта деятельность по сохранению семейных связей, разрешению семейных конфликтов, профилактике семейного неблагополучия и противоправного поведения несовершеннолетних с помощью восстановительных технологий – перспективное направление межведомственного взаимодействия.

Опыт координационной работы региональной и муниципальных комиссий описан в методических пособиях, тиражируется в научных сборниках на федеральном уровне, публикуется в СМИ, неоднократно был представлен на всероссийских совещаниях КДНиЗП.       

Региональная система профилактики продолжает идти вперед! Время рождает новые вызовы, которые требуют творческих подходов и нестандартных решений.

Наш регион стал одним из "первопроходцев"  в реализации методов работы по раннему выявлению семейного неблагополучия. Начиная с 2013 года, при координирующей роли комиссии, принципиально новому подходу в работе с семьей и ребенком систематически обучаются специалисты учреждений профилактики.

Таким образом, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, впервые созданные в 1918 году, на протяжении всей своей вековой истории  обеспечивают реализацию ключевых задач по устройству детей и подростков, охране их прав, предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

 В стартующем с 2018 года "Десятилетии детства" у комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, по-прежнему, важная задача: координация деятельности институтов власти и общества  в решении проблем детствосбережения.

Высокое гуманное назначение созданной в регионе системы профилактики  нашло свое отражение в девизе КДНиЗП Волгоградской области: "Любовь, заботу и участие – всем детям, чтобы были счастливы!"